rispost

АНАЛИТИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВСТРЕЧИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ    ИНФОРМАЦИИ ОТ ИСТОЧНИКА.

Июль 22nd, 2018

АНАЛИТИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВСТРЕЧИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ    ИНФОРМАЦИИ ОТ ИСТОЧНИКА.

 

 

Современные способы и методы получения необходимой для бизнесмена информации настолько разнообразны, что, казалось бы, личные встречи, беседы с источниками информации, при учете сложности и опасности их проведения, должны уйти в прошлое. Однако вся история разведки, да и нынешняя практика, показывают, что это далеко не так, и личные встречи имеют место быть, и никогда не уйдут в небытие. Это вызвано целым рядом причин, и, прежде всего  тем обстоятельством, что при приватном общении вы можете не только посмотреть в глаза своему визави, оценить его психологический настрой, мимику (грубо говоря, врёт информатор, не передаёт ли заведомо ложные сведения, не ведет ли двойную игру и т.д.),  переспросить его о некоторых непонятых местах переданной им информации, а также о том, каким образом, через кого он получил её, проверял ли через другие  свои связи и т.д., но и  лично объяснить ему характеристики нового задания, обговорить проблемы обеспечения безопасности при её получении и т.д. Очевидно, данные обстоятельства только повышают ценность полученных сведений.

Таким образом, ясно, что личные встречи являются одним из основных способов получения необходимой информации. Это сразу же ставит  во главу угла, необходимость обеспечения безопасности их проведения.

Весь этот процесс делится на  составляющие его части: подготовка к встрече, проведение беседы, уход со встречи. Каждый момент в данной цепочке  включает в себя множество вариантов и является, важным или нет, по разным причинам.

  1. Подготовка к встрече.

Этот период зависит от разведывательной ценности человека, с которым вы проводите беседу.  Различают несколько категорий источников информации:

  1. первичный контакт,
  2. проверенный и надежный источник,
  3. особо ценный носитель информации и т.д.

Первичный контакт – это человек, который интересует СБ, его уже проверили по первичным данным и приняли решение об установлении контакта. Первая встреча с ним прошла нормально, и он дал согласие на следующее рандеву с вами. Естественно, что до получения от него интересующих вас сведений должно пройти достаточно времени, в рамках которого вы постепенно подводите его к мысли о том, что он без опаски может разговаривать с вами, делиться своими мыслями, сомнениями и т.д. Наконец наступает момент, когда вы должны получить от него необходимую информацию.

Подготовка к встрече при данных обстоятельствах должна точно отвечать поставленным руководством перед сотрудником СБ задачам. Наверное, руководство даст задание – получить конкретную информацию, которой по роду своей деятельности обладает ваш источник. Посоветует проводить беседу ровно, без нажима. Постарается обсудить с вами все детали обеспечения её безопасности и т.д. Что должен делать сотрудник?

 

  • Досконально изучить проблему, по которой он собирается проводить беседу.
  • Подготовится психологически к проведению встречи. Особенно, если сотрудник СБ такую встречу проводит впервые. Бывает, что человек может быть не готов к ней даже по физиологическим причинам (из практики известны случаи «медвежьей болезни» прямо на проверочном маршруте).
  • Расставить необходимые акценты по ходу развития разговора, т.е. создать нумерацию задаваемых вопросов, постараться чередовать важные и второстепенные вопросы, следя при этом за реакцией своего визави.
  • Учесть, что ни в коем случае нельзя подталкивать контактера к передаче информации, когда вы заметите, что он несколько «зажался». Дать ему время осмыслить нить беседы, перевести разговор на другие, более приятные ему темы.
  • Постараться польстить ему, быть искренне заинтересованным в полученной информации, намекая, возможно, на то, что вы не знали этих сведений, что они очень важны для вас и вашей организации (фирмы).
  • Во время беседы внимательно следить за её стержнем, т.е. выстроенной вами заранее схемы получения сведений и т.д.
  • Иметь при себе авторучку, блокнот, когда вы с разрешения источника захотите письменно зафиксировать наиболее важные моменты разговора.
  • Проработать вопрос о вручения вознаграждения за переданную информацию, только в том в случае, если вы уверены что ваш источник примет его. Часто бывает, что источник в первое время не будет брать деньги, но с удовольствием примет от вас какой-либо подарок.
  • Настроить себя на то, что первая беседа по получению информации может пройти скомкано.
  • Владеть собой, чтобы спокойно «проглотить» критику руководства.
  • Извлечь уроки из допущенных ошибок и предпринять меры по их устранению на следующих беседах.
  • Разработать маршрут безопасного прибытия на встречу и ухода с неё.
  • Заранее подобрать место встречи, запасной вариант и т.д.

 

Проверенный и надежный источник – человек, который давно и  сознательно сотрудничает с вами на какой — либо основе. Вместе с тем, это нисколько не снижает важности подготовки к встрече с ним. Каждая беседа с данным источником строится  по определенной тематике, которую сотрудник СБ должен представлять себе довольно основательно. Поэтому перед беседой внимательно изучите задание руководства, уточните неясные вам моменты в процессе получения информации. Беседа в данном случае строится более свободно, поскольку уже установлены  довольно прочные отношения. Как правило, информация от такого источника является важной, ценной. Беседа иногда длится от 1 до 2 часов, поэтому  слушайте собеседника очень внимательно, записывайте важные моменты беседы и запоминайте как можно большее количество информации. Учтите, что беседа с руководством СБ  потребует от вас полной передачи содержания беседы. Будут вопросы и перепроверка информации.

Особо ценный источник информации – это человек, обладающий конфиденциальной или секретной информацией, обычно крупный политик или чиновник способный влиять на принятие жизненно  важных   для вашей фирмы решений или лоббировать их. Он обычно является самым ценным приобретением СБ , в связи с чем контакт с ним поддерживает или сам руководитель СБ или его зам. Варианты проведения встреч в этом варианте часто зависят от свободного графика источника и  могут проводиться под разными предлогами по месту его работы.

Из личного опыта.

Пришла телеграмма о приезде в одну из стран высокопоставленного представителя спецслужб (Н.С.Леонов) для встречи с моим источником. Все закрутилось. Подобное событие бывает редко. Что это значит, знают только испытавшие такое на себе. На беседе с руководством принято решение о подготовке  встречи с источником. Машина основная, резервная,  основной, запасной маршрут, ресторан, время встречи и т.д. Были просчитаны все мелочи. Выхожу из кабинета, меня окликает один из участников беседы и говорит, чтобы я, на всякий случай, зарезервировал запасной ресторан. Мало ли, что бывает. Признаюсь, встретил это предложение с недоверием. На практике такого случая, чтобы ресторан был закрыт в назначенное для встречи время, еще не бывало. Но все же принял данный совет к сведению и взял на заметку еще один ресторан. Как обычно, с источником, на непредвиденный случай, назначаются запасные (экстренные) встречи, которые оговариваются определенным сигналом и происходят в заранее обусловленном месте. На беседе я обговорил с источником все детали основной и запасной встречи.

Приехавший представитель Центра согласился с планом предстоящей работы. Подошел день встречи. Нервный день. Погода стояла отличная. Пробок не было, и мы надеялись, что поездка на встречу пройдет нормально. Садимся с представителем в оперативную машину… и началось. Только двинулись с места, разразился тропический ливень. Движение застопорилось. Проверочный маршрут пошел насмарку. Время встречи приближалось, а мы были еще далеко от места её проведения. Представитель начал нервничать. Но, слава Богу, приехали вовремя. Выхожу из машины проверить обстановку и замираю от удивления. На двери ресторана висит объявление, в котором дирекция приносит свои извинения за непредвиденный санитарный день. Вот тут – то я искренне поблагодарил товарища, который посоветовал мне поискать второе место встречи. Срочно разворачиваемся и едем туда. Приезжаем на место. Я вижу подходящего к ресторану источника, который точно выполнил условия запасной встречи. Стало легко на сердце. Но это еще не все. Рядом с рестораном стоит полицейская машина. Почему, зачем? Что — то проверяют, кого – то охраняют? Представитель принимает решение идти на встречу, поскольку, по его мнению, это обычный полицейский наряд.

Заходим в ресторан. Малолюдно. Занимаем столик. Знакомимся. Я заказываю первые блюда. Начинается разговор, в котором я практически не принимаю участия, хотя внимательно слежу за его сутью. Чтобы официант не слишком часто подходил к нашему столику, сам иду к нему и заказываю горячее и десерт. Разговор длился около трех часов. Все закончилось благополучно. Устал страшно после такого напряга. До посольства добрались нормально, и я, счастливый, отправился домой. Расслабился немножко0, успокоился, готовился ко сну. Половина первого ночи. Звонок. Ты почему не в посольстве? А что такое? Я все сделал, замечаний нет. А кто за тебя будет делать запись беседы? Вот это да! Никакого разговора об этом не было. Подразумевалось, что содержание такой серьезной беседы   будет излагать сам представитель. Приезжаю в посольство. Час ночи. Сажусь за машинку и судорожно вспоминаю все содержание беседы. Но ведь я несколько раз отходил от столика к официанту. О чем они в это время говорили?  Постепенно начинаю вспоминать суть разговора.

Что-то начинает получаться. К четырем утра закончил писанину. Пятнадцать машинописных листов. Прячу бумаги в сейф и еду отдыхать. В девять утра уже на месте. Отдаю написанное шефу и со страхом жду решения своей судьбы. Приходит руководство с моим черновиком. Представитель одобрил твою запись беседы, телеграмма уже ушла в центр. Посмотри свой вариант. Смотрю. Добавлена небольшая часть беседы, происходившая в момент одного из моих разговоров с официантом. Здорово! Беседа велась по серьезнейшей в то время проблеме: целесообразности закрытия одной из наших радиолокационных станций.

Комментариев нет

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Sorry, the comment form is closed at this time.

Авторские курсы Е.И. Гаврюшина «Практическая Аналитика» © 2005-2007